ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
21.09.2015

Геоэкологическая школа на базе отдыха «Галдым»

С 6 по 12 июля 2015 года на базе отдыха ТГУ «Галдым» прошла уже четвертая летняя геоэкологическая школа. Участниками на этот раз стали учащиеся 9-10 классов МАОУ № 5 имени Ю.А. Гагарина, лицея №14 города Тамбова и МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ» Тамбовского района,  выбравшие естественнонаучный профиль обучения в университете. Руководитель школы – Борис Петухов, его помощник – Алексей Липецких, преподаватели ИМЕиИТ ТГУ имени Г.Р. Державина. В этом году активное участие принимали учителя-географы: Елена Ишина, Игорь Бабаев. Все руководители – члены Тамбовского областного отделения РГО.

Основные задачи проведения смены: самореализация воспитанников, овладение приемами и навыками исследовательской работы, формирование экологической культуры, а также укрепление здоровья детей.

За короткое время проведения геоэкологической школы были организованы экскурсии, полевые практикумы по геоэкологии, биогеографии, генетике, гидрологии, однодневный водный поход до Малиновского гидроузла.

Большое внимание было уделено экологической составляющей: оценке изменений природных комплексов, проведению сравнительной характеристики антропогенных и малонарушенных территорий, анализу их устойчивости, ландшафтного и биологического разнообразия. В первую очередь была проведена уборка прилегающих к лагерю территорий от антропогенного загрязнения.

После насыщенной дневной программы ребята с удовольствием участвовали в различных викторинах и конкурсах, спортивных соревнованиях. И, конечно, незабываемы вечера у костра, свежий лесной воздух, спортивные соревнования, купание в реке. 

Незабываемые дни в Галдыме (глазами ее участников)

«Галдым» в переводе с финно-угорского означает «заболоченные озера» или «большие кочковатые болота». Но лагерь наш находился на площадке первой надпойменной  террасы на 4-6 метров выше уровня воды на берегу старицы.

Вейников бор из 80-летних сосен произрастает на этой территории. Команда нашего лагеря совершала байдарочные походы, знакомилась с прибрежной растительностью и её обитателями. Мы определяли по приборам влажность воздуха и температуру окружающей среды, скорость ветра, атмосферное давление. Изучали состав и бонитет древостоя, живой напочвенный покров. Находили кварциты, принесенные на территорию нашей области ледником. Слушали лекции по географии, экологии, генетике. Компас и карта были спутниками наших походов по лесу. Запомнился поход  на Галдымские болота – самый крупный торфяник области, на котором уже не ведется разработка торфа.  Поход на кольцевые овраги с дугообразными формами и отвержками был нелегким. В труднопроходимых зарослях и сейчас обитают дикие кабаны и лоси. Когда-то здесь жили бурые медведи. На глазах оживала картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», и рождались авторские стихи:

День восходил, юный и новый,

Солнце вставало из призрачной мглы,

Тихое утро в чаще сосновой

Позолотило деревьев стволы.

 

Грозно из чащи они поднимались

Прямо навстречу летнему дню,

К солнечным птицам бежать порывались,

Солнце же их предавало огню.

 

Робкий туман синеву обнимает,

Утро скрывает свою красоту.

С каждой минутой оно расцветает,

Скоро предстанет в полном цвету.

 

Рыжие сосны с зелёной хвоёю;

В зелени тёмной красуется лес.

Устланы земли травою зелёной,

Зелень окутала всё до небес.

 

Гордое древо грозою сломило-

Не устояло пред бурей оно.

Крону к подножиям братьев склонило,

В братстве зелёном погребено.

 

Что же мы видим? Здесь три медвежонка.

Также просты и наивны, как день.

Три простодушных и чистых ребёнка,

Их прикрывает древесная тень.

 

Пара забавных и милых зверьков,

(Двое на древе, сражённом грозою),

Ищут в коре его вкусных жуков;

Воздух напоен сосновой смолою.

 

Тихо задумался третий малыш.

Что он увидел в туманной дали?

Мир детских грёз, никогда ты не спишь!

Наши мечты там как корабли.

 

Мама-медведица рядом уселась,

Тих и спокоен утренний час.

Может, под солнышком тёплым пригрелась?

Это загадкой осталось для нас.

 

О, как волшебен этот пейзаж!

Вся на нём жизнь-воплощенье гармоний.

Перед глазами как будто мираж

Светлых и чистых зелёных симфоний.

 

Мы полюбили экскурсии в урочище «Песчаная коса» - на южный мыс второй террасы, высотой 15-18 метров с великолепным видом на пойму реки Цны. Здесь придумали  легенду о Малиновском останце обтекания, отчленившемся от надпойменной террасы Цны – песчаной косы (анализ минералогического состава песков холма и террасы косы показал их полную идентичность). У Песчаной косы был сын Малиновский останец. Весёлый и шаловливый, он мечтал перепрыгнуть через реку Цну, любил дразнить её и грозил перекрыть ей путь. Строго-настрого  запрещала мать эти игры. Не послушался Останец, прыгнул, а Коса рванулась за ним, да поздно. Остался сын стоять на середине поймы, а река омывает его с двух сторон, изобилуя протоками, рукавами, болотцами.

1

2